Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, позволь мне действовать самому — и я научусь. (Конфуций)
|
Информатика и вычислительная техника в УлГТУНаправление «Информатика и вычислительная техника» (код 09.03.01 для бакалавров и 09.04.01 для магистров) согласно приказу министерства образования России № 337 от 17.09.2009 г входит в укрупненную группу специальностей «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА», которая включает в себя еще 3 направления: «Информационные системы и технологии» (09.03.02), «Прикладная информатика» (09.03.03), «Программная инженерия» (09.03.04). Выпускающей кафедрой по направлению «Информатика и вычислительная техника» в УлГТУ является кафедра вычислительной техники (ВТ). Направлению «Информатика и вычислительная техника» в большинстве стран мира соответствует направление, представляемое англоязычным термином «Computer Science» — компьютерные науки. Выпускников бакалавриата по данному направлению в развитых странах принято назвать «The Bachelor of Computer Science(BCS)» или «Bachelor of Science in Computer Science (BS CS)», а выпускников магистратуры — «Master of Science in Computer Science (MS CS)». Выпускники кафедры ВТ УлГТУ, работающие за рубежом, в ответ на вопрос «Как воспринимаются ваши дипломы?» обычно отвечают: «Бакалаврский — как обычный BS CS, а магистерский — как обычный MS CS. Никакой разницы не ощущается». Кафедра ВТ готовит специалистов по направлению «Информатика и вычислительная техника» почти 50 лет: до 1994 года только инженеров, с 1994 года инженеров и бакалавров, а начиная с 1997 года еще и магистров. При обучении студентов кафедра преследует цель подготовки, прежде всего, высококвалифицированных программистов и разработчиков автоматизированных систем, поскольку именно эти категории специалистов в области Computer Science пользуются наибольшим спросом на рынке труда. Подтверждением тому может служить опубликованный в разгар экономического кризиса список «Top40 самых ценных и востребованных профессий в России» (агентство «РБК.Рейтинг», 31.07.09). Согласно этому списку число вакансий для программистов и разработчиков, занявших первое место в рейтинге, было в 4,5 раз больше числа вакансий юристов (второе место в рейтинге), в 7 с лишним раз больше числа вакансий водителей (третье место) и почти в 8 раз больше числа вакансий Web-программистов (четвертое место). Этому факту есть простое объяснение — разработка и совершенствование автоматизированных систем является важнейшим средством снижения издержек и повышения конкурентоспособности бизнеса. В сферу ИВТ входит широкий спектр предметных областей. Вот список основных из них, составленный по темам выпускных работ кафедры ВТ: информационные технологии и программная инженерия (в том числе разработка системного программного обеспечения, формальных языков, инструментальных средств программирования, создание средств искусственного интеллекта), автоматизация проектирования, автоматизация управления технологическими процессами и робототехникой, автоматизация бизнес-процессов, автоматизация научных исследований и аналитическая обработка данных, автоматизация обучения, разработка системных, деловых и развлекательных программ для мобильных устройств (телефонов, смартфонов, планшетов). Свои учебные планы кафедра ВТ сформировала, опираясь на представление предметной области «Информатика и вычислительная техника» как совокупности базовых знаний и умений предметной области Computer Science в контексте их использования прежде всего для проектирования и программирования автоматизированных систем. Именно такое представление нашей предметной области дает ответ на вопрос: «Почему по направлению, название которого начинается со слова «информатика», абитуриент сдает ЕГЭ по физике, а не информатике?». Дело в том, что при создании большинства серьезных автоматизированных систем знание методов обработки информации играет важную, но не главную роль. Чтобы организовать управление производственным роботом в составе автоматизированной системы управления технологическим процессом, нужно знать физику, геометрию, электротехнику, электромеханику и многое другое. Процессы ориентации в пространстве при управлении транспортным роботом строятся, прежде всего, на знаниях из аналитической геометрии, оптики, теории электрического поля. Чтобы разработать систему управления тренажером радиомонтажника на основе технологий виртуальной реальности, нужно построить физическую модель движений человека, паяльника, монтажных плат, радиодеталей и самого технологического процесса (это все в реальной выпускной работе бакалавра 2016 года). С точки зрения информатики закон Ома является алгоритмом, реализуемым примитивным выражением языка программирования. Однако для организации программно-управляемой диагностики электромеханических и сенсорных устройств умного дома или управляющей части робота-манипулятора этот закон должен рассматриваться как физический. Знание только информатики и технологии программирования оказывается достаточным при создании информационных систем, мир которых образован из числовых и текстовых данных. Это в основном информационно-поисковые системы и системы организационного управления (юридические, социальные, медицинские, экономические). Разницу между автоматизированными и информационными системами лучше всего пояснить примерами. На борту дрона информационная система собирает информацию об окружающей среде и организует ее передачу. На том же самом борту автоматизированная система кроме перечисленных функций формирует модель окружающего мира, строит траекторию движения и управляет двигателями для перемещения по этой траектории, следя за препятствиями и выполняя рабочие операции. В системе «Умный дом» информационная система собирает данные о состоянии среды, а автоматизированная система кроме того с целью обеспечения комфорта управляет агрегатами: обогревателями, кондиционерами, вентиляцией, освещением и пр. Финансовый калькулятор в смартфоне или на планшете выступает как информационная система, если он позволяет фиксировать личные доходы и расходы и поддерживать их анализ. Этот же самый калькулятор превращается в автоматизированную систему, если поддерживает принятие эффективных решений при покупке товаров и приобретении ценных бумаг, приносящих прибыль. На кафедре работают 5 профессоров, 4 доктора и 9 кандидатов наук. Среди преподавателей есть ведущие специалисты из ульяновских ИТ-компаний. В частности: директор по разработкам одной из крупнейших софтверных фирм Ульяновска ITECH (itech-group.ru) А.И.Мартынов, коммерческий директор холдинга «Russian IT Group»(ritg.ru) А.Г.Игонин, ведущий специалист НПО «Марс» Г.П.Токмаков, руководитель ООО «Мастер ИТ» П.С.Макаров, организующий ежегодный конкурс компьютерного творчества среди школьников. Именно на кафедре ВТ работают организаторы областного чемпионата школьников по программированию — бỏльшую часть задач и тестов разрабатывает многократный участник полуфинала чемпионат мира по спортивному программированию и тренер сборных команд УлГТУ В.Фолунин, администрирование платформ и баз данных чемпионата выполняет доцент Ю.Лапшов, который еще учась в пятом классе обычной школы, представлял свою разработку на факультетской выставке программных продуктов. Ежегодно студенты кафедры завоевывают высокие места в различных региональных, федеральных и международных соревнованиях программистов и робототехников, а также публикуют десятки научных статей по результатам своих разработок. Адрес сайта кафедры: vt.ulstu.ru. Заинтересованные в обучении по направлению «Информатика и вычислительная техника» могут задавать вопросы по адресам: sosnin@ulstu.ru (Петр Иванович) и nvnulstu@gmail.com (Виктор Николаевич). |
---|