Чемпионат ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников

Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, позволь мне действовать самому — и я научусь. (Конфуций)


О чемпионате
    Смысл участия
    Спонсоры
    Рейтинги
    Регистрация
    Проекты в турнирах

Уроки
    Первые шаги
    Советы начинающим
    Этика
    Полезные материалы

Информатика и вычислительная техника — Computer Science (CS)
    ИВТ в УлГТУ
    Дисциплины ИВТ
    CS → ИВТ

Проекты в турнирах

С октября 2018 года в тренировочных турнирах чемпионата ИТ-сферы Ульяновской области по программированию среди школьников появляются группы задач, объединенных в один проект. Для каждого проекта организаторы чемпионата создают средства визуализации, позволяющие увидеть результаты решений задач в статике и динамике.

До ноября 2019-го года эти проекты осуществляются с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (договор №18-1-017143). Договор нацелен на создание инфраструктуры проектно-ориентированного обучения школьников методам разработки цифровых систем управления. Исполнитель гранта – "Ассоциация развития информационных технологий Ульяновской области", которая с 2014-го года является административным оператором чемпионата школьников ULIVT.

Грантом предусмотрены 4 проекта, охватывающие тренировочные турниры сезонов "Осень-2018", "Зима-2019", "Лето-2019", "Осень-2019". Однако исполнители в целях отладки и апробации создаваемой инфраструктуры добавили еще 2 проекта для завершающей фазы тренировки "Лето-2018" и тренировочного турнира "Весна-2019". С учетом этого расширения список реализуемых проектов выглядит следующим образом:

  1. Завершающая фаза тренировки сезона "Лето-2018": Цифровая система управления доставкой сырья в транспортных шарах ("КОДОБОЛ-1"). Это пилотный проект, в котором отрабатываются функции инфраструктуры визуализации и интеграции этих функций с программами и базами данных информационной системы чемпионата. Задачи пилотного проекта появились в турнире 30-го сентября. По завершении турнира задачи доступны в режиме дорешивания.
  2. Тренировка сезона "Осень-2018": Многоканальный таймер программного управления. Этот проект фигурирует в договоре о предоставлении президентского гранта. Известно, что первые системы числового программного управления (ЧПУ) были по сути дела многоканальными таймерами. Участникам тренировки сезона "Осень-2018" представляется возможность попрограммировать сам таймер и задачи автоматизации проектирования систем управления, а также реализовать простую систему, автоматизирующую некоторые процессы производства шоколадного ассорти под заказ через Интернет.
  3. Тренировка сезона "Зима-2019": Цифровая система управления новогодней иллюминацией ("Новый год - 2019"). Этот проект также фигурирует в договоре гранта и создает условия к тому, чтобы некоторые выходцы из нашего школьного чемпионата могли стать разработчиками программного обеспечения самых ярких шоу региона, страны, планеты.
  4. Тренировка сезона "Весна-2019": Развитие цифровой системы управления доставкой сырья в транспортных шарах ("КОДОБОЛ-2"). Этот проект не фигурирует в договоре гранта, но команда его исполнителей предусмотрела его для апробации таких свойств создаваемой инфраструктуры, которые обеспечивают реализацию серии развивающихся проектов. В профессиональном программировании развитие проектов порождает серьезные проблемы и почувствовать их в какой-то мере смогут участники школьного чемпионата.
  5. Тренировка сезона "Лето-2019": Цифровая система управления транспортными роботами. В настоящее время в некоторых странах число роботов на 10000 тысяч населения исчислятся сотнями. В России в 2018 годы этот показатель пока не дотягивает даже до 10. Проект летней тренировки 2019-го года в какой-то мере облегчит ликвидацию отставания России от стран, наиболее продвинутых в деле роботизации производства и быта.
  6. Тренировка сезона "Осень-2019": Цифровая система управления теплицей. По состоянию на середину 2017 года пощадь теплиц в России меньше аналогичного показателя Китая в 750 раз. Наш климат более суровый, что уменьшает рентабельность тепличного производства. Повысить рентабельность можно за счет умной автоматизации. Приобретение умения решать отдельные задачи по созданию умных средств автоматизации теплиц как раз и предусматривается проектом осенней тренировки 2019-го года.
В уже созданных средствах инфраструктуры имеется такой публикатор турнирной таблицы, в котором отслеживаются факты успешного решения задач встроенного в турнир проекта конкретными участниками. Если факты обнаружены, то к фамилии участника прикрепляется ссылка на сайт проекта с идентификатором пользователя. По этому идентификатору платформа встроенного проекта извлекает из баз данных номера решенных задач. В ходе визуализации процессов, которыми управляют выходные данные решенной участником задачи, явным образом указывается принадлежность этих выходных данных выходу программы именно этого участника. Чтобы это понять, нужно посмотреть турнирную таблицу и кликнуть на фамилию участника, у которого есть успешные решения задач проекта. Задачи встроенного в турнир проекта именуются всегда одинаковым образом: P1, P2, P3, ... . Вот ссылка на турнирную таблицу тренировки сезона "Осеть-2018", в которую встроен проект "ТАЙМЕР-1".

Нет сомнения, что внедрение проектов цифровых систем управления в практику программистских турниров расширит возможности выпускников нашего чемпионата включаться в многообразные проекты цифровизации экономики страны. Однако есть еще одно важное обстоятельство, касающееся почти каждого энтузиаста спортивного программирования. Осознание этого обстоятельства является важным стимулом для внедрения проектов в наборы турнирных задач нашего чемпионата. Суть этого обстоятельства в следующем абзаце.

Когда высокорейтинговые спортивные программисты приходят работать в ИТ-компании, обнаруживается серьезный недостаток в их инженерной подготовке. Им трудно включаться в проекты автоматизации, где успех обеспечивается согласованным функционированием сотен связанных между собой программных компонентов. И это явление легко объяснимо – в спортивном программировании задачи не связаны между собой. Там нет общего контекста проекта, описываемого зачастую через десятки страниц спецификаций, в которых много деталей, а самое сложное – много зависимостей между этими деталями. Имея большое превосходство в способности решать сложные алгоритмические задачи, высокорейтинговый спортивный программист в ИТ-компании начинает играть неинтересные второстепенные роли кодировщика, реализующего достаточно простые программные функции. А люди, которые неспособны решить даже десятой доли турнирных задач, занимают в ИТ-компаниях значительно более высокое положение. И это как раз благодаря их способности понимать требования заказчиков, взаимоувязывать эти требования между собой и со свойствами инструментов проектирования и программирования, создавать совокупность из десятков и сотен согласованных между собой проектных решений, большинство из которых достаточно просты, но вся совокупность обладает довольно большой сложностью.

Внедрение проектов цифровых систем управления в наборы задач турниров по спортивному программированию является уникальным и совершенно новым. Это означает, что не избежать болезней роста, характерных для всего нового. В этой связи организаторы чемпионата школьников Ульяновской области просят его участников не заниматься злопыхательством по поводу "глюков", а присылать свои замечания и предложения по электронному адресу ulivt@ulstu.ru с темой письма: "Проект в турнире".